Read this manual in English

Жизненный цикл приложения

Жизненный цикл приложения или игры, созданных в Defold, в целом прост. Движок проходит три стадии выполнения: инициализация, цикл обновления (в котором приложения и игры проводят большую часть времени) и финальная стадия.

Lifecycle overview

В большинстве случаев необходимо лишь элементарное понимание внутренних рабочих процессов Defold. Однако возможны случаи, когда точный порядок исполнения задач становится критически важным. В этом документе описывается, как движок запускает приложение от начала и до конца.

Загрузка приложения начинается с инициализации всех составляющих, необходимых для запуска движка. Происходит загрузка главной коллекции и вызов init() во всех загруженных компонентах, имеющих Lua-функцию init() (компоненты Script и GUI с GUI-скриптами). Это дает возможность выполнять пользовательскую инициализацию.

Затем приложение входит в цикл обновления, в котором оно будет находиться большую часть времени своего жизненного цикла. В каждом кадре обновляются игровые объекты и содержащиеся в них компоненты. Вызываются любые функции update() в скриптах и GUI-скриптах. В ходе цикла обновления адресатам отправляются сообщения, воспроизводятся звуки и отрисовывается вся графическая составляющая.

В какой-то момент жизненный цикл приложения завершается. Перед завершением приложения движок выходит из цикла обновления и вступает в стадию завершения. Он подготавливает все загруженные игровые объекты к удалению. Вызываются функции final() всех компонентов объекта, что позволяет произвести пользовательскую очистку. Затем объекты удаляются, а основная коллекция выгружается.

Инициализация

Эта диаграмма подробно иллюстрирует шаги инициализации. Этапы, связанные с передачей “посланных сообщений” (непосредственно перед “порождением динамических объектов”), для наглядности были вынесены в отдельный блок справа.

Lifecycle overview

На самом деле движок выполняет гораздо больше шагов во время инициализации перед загрузкой основной коллекции. Происходит настройка профилировщика памяти, сокетов, графики, HID (устройств ввода), звука, физики и т.д. Кроме того, загружается и настраивается конфигурация приложения (“game.project”).

Первой подконтрольной пользователю точкой входа в конце инициализации движка является вызов функции init() актуального рендер-скрипта.

Затем загружается и инициализируется основная коллекция. Все игровые объекты в коллекции применяют свои трансформации (перемещение (изменение положения), вращение и масштабирование) к своим дочерним объектам. После этого вызываются все существующие функции init() компонентов.

Порядок, в котором вызываются функции init() компонентов игровых объектов, не определен. Не следует считать, что движок инициализирует объекты, принадлежащие одной коллекции, в определенном порядке.

Поскольку код функции init() может посылать новые сообщения, приказывать фабрикам порождать новые объекты, отмечать объекты для удаления и совершать другие действия, движок осуществляет очередной полный проход “постобновления”. Этот проход выполняет доставку сообщений, фактическое порождение игровых объектов фабриками и удаление объектов. Следует иметь в виду, что проход постобновления включает последовательность “диспетчеризации сообщений”, которая не только отправляет все поставленные в очередь сообщения, но и обрабатывает сообщения, отправленные прокси коллекциям. Любые последующие обновления прокси (включение и отключение, загрузка и пометка для выгрузки) выполняются во время этих шагов.

Изучение приведенной выше диаграммы показывает, что вполне возможно загрузить прокси-коллекцию во время init(), обеспечить инициализацию всех содержащихся в ней объектов, а затем выгрузить коллекцию через прокси — и все это до вызова update() первого компонента, то есть до того, как движок выйдет из стадии инициализации и войдет в цикл обновления:

function init(self)
    print("init()")
    msg.post("#collectionproxy", "load")
end

function update(self, dt)
    -- Прокси-коллекция выгружается до того, как этот код будет достигнут.
    print("update()")
end

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == hash("proxy_loaded") then
        print("proxy_loaded. Init, enable and then unload.")
        msg.post("#collectionproxy", "init")
        msg.post("#collectionproxy", "enable")
        msg.post("#collectionproxy", "unload")
        -- Функции init() и final() объектов прокси-коллекции
        -- вызываются до того, как будет достигнута функция update() этого объекта
    end
end

Цикл обновления

Цикл обновления проходит через длинную последовательность один раз в каждом кадре. Последовательность обновления на диаграмме ниже разделена логически на блоки последовательности для наглядности. “Диспетчеризация сообщений” также разбита отдельно по той же причине:

Update loop

Ввод

Ввод считывается с доступных устройств, сопоставляется с привязкой ввода и затем диспетчеризируется. Любой игровой объект, получивший фокус ввода, получает ввод, отправляемый всем функциям on_input() его компонентов. Игровой объект со скриптом и компонент GUI с GUI-скриптом будут получать ввод в функции on_input() своих компонентов, с учетом того, что они определены и что они получили фокус ввода.

Любой игровой объект, получивший фокус ввода и содержащий прокси-коллекции, направляет ввод компонентам внутри этой прокси-коллекции. Этот процесс продолжается рекурсивно вниз по включенным прокси-коллекциям внутри включенных прокси-коллекций.

Обновление

Каждый компонент игрового объекта в основной коллекции будет обследован. Если у какого-либо из этих компонентов имеется функция update(), то вызывается именно она. Если компонент является прокси-коллекцией, то каждый компонент в прокси-коллекции рекурсивно обновляется с выполнением всех шагов в последовательности “обновления”, представленной на диаграмме выше.

Порядок вызова функций update() компонентов игровых объектов не определен. Не следует полагать, что движок обновляет объекты, принадлежащие одной коллекции, в определенном порядке.

На следующем этапе все отправленные сообщения диспетчеризируются. Поскольку код on_message() любого компонента-приемника может отправлять дополнительные сообщения, диспетчер сообщений будет продолжать диспетчеризацию отправленных сообщений до тех пор, пока очередь сообщений не опустеет. Однако существует ограничение на количество проходов по очереди сообщений, выполняемых диспетчером сообщений. За подробностями обращайтесь к руководству по передачи сообщений и к разделу “Дополнительные темы”.

Для объектов столкновения, сообщения физики (столкновения, триггеры, ответы ray_cast и т.д.) рассылаются по всему объемлющему игровому объекту всем компонентам, которые содержат скрипт с функцией on_message().

Затем осуществляются трансформации, применяя любое перемещение, вращение и масштабирование игрового объекта к каждому его компоненту и всем компонентам дочерних игровых объектов.

Рендер обновление

Рендер обновление блокирует диспетчеризацию сообщений в сокет @render (сообщение камеры set_view_projection, сообщение set_clear_color и др.). Также вызывается update() в рендер-скрипте.

Постобновление

После обновлений выполняется последовательность постобновления. Она выгружает из памяти прокси-коллекции, которые помечены для выгрузки (это происходит во время последовательности “диспетчеризации сообщений”). Любой игровой объект, помеченный для удаления, вызывает функции final() всех своих компонентов, если таковые имеются. Код в функциях final() часто посылает новые сообщения в очередь, поэтому после этого выполняется проход “диспетчеризации сообщений”.

Далее любой компонент Factory, которому было указано породить игровой объект, выполнит это. Наконец, игровые объекты, помеченные для удаления, действительно удаляются.

Последний шаг в цикле обновления включает отправку @system-сообщений (сообщения exit, reboot, переключение профайлера, запуск и остановка захвата видео и т.д.). Затем происходит рендеринг графики. Во время рендеринга графики производится захват видео, а также визуальный профайлер (см. документацию по отладке.)

Частота кадров и временной шаг коллекции

Количество кадров, обновляемых в секунду (что равно количеству циклов обновления в секунду), можно установить в настройках проекта или программно, отправив сообщение set_update_frequency в сокет @system. Кроме того, можно установить шаг времени для прокси-коллекции индивидуально, отправив в прокси сообщение set_time_step. Изменение временного шага коллекции не влияет на частоту кадров. Оно влияет на шаг времени обновления физики, а также на переменную dt, передаваемую в update(). Кроме того, следует отметить, что изменение шага времени не изменяет количество вызовов update() в каждом кадре — оно всегда ровно 1.

(За подробностями обращайтесь к документации по прокси-коллекциям и set_time_step)

Финальная стадия

При выходе из приложения сначала завершается последняя последовательность цикла обновления, которая выгружает все прокси-коллекции: завершает и удаляет все игровые объекты в каждой прокси-коллекции.

После этого движок переходит к завершающей последовательности, которая обрабатывает основную коллекцию и ее объекты:

Finalization

Сначала вызываются компонентные функции final(). Затем следует очередная диспетчеризация сообщений. Наконец, все игровые объекты удаляются, а основная коллекция выгружается.

После этого движок выполняет закулисное отключение подсистем: конфигурация проекта удаляется, профилировщик памяти отключается и т.д.

Теперь приложение считается полностью закрытым.

Welcome!

You are just one step away from creating awesome games!

You need a Google account to use Defold

- Select manual -

Application lifecycle

The lifecycle of a Defold application or game is on the large scale simple. The engine moves through three stages of execution: initialization, the update loop (where apps and games spend most of their time) and finalization.

Lifecycle overview

In many cases only a rudimentary understanding of Defold’s inner workings is necessary. However, you might run into edge cases where the exact order Defold carries out its tasks becomes vital. This document describes how the engine runs an application from start to finish.

The application starts by initializing everything that is needed to run the engine. It loads the main collection and calls init() on all loaded components that have an init() Lua function (script components and GUI components with GUI scripts). This allows you to do custom initialization.

The application then enters the update loop where the application will spend the majority of its lifetime. Each frame, game objects and the components they contain are updated. Any script and GUI script update() functions are called. During the update loop messages are dispatched to their recipients, sounds are played and all graphics are rendered.

At some point the application’s lifecycle will come to an end. Before the application quits the engine steps out of the update loop and enters a finalization stage. It prepares all loaded game objects for deletion. All object components’ final() functions are called, which allows for custom cleanup. Then the objects are deleted and the main collection is unloaded.

Initialization

This diagram contains a more detailed breakdown of the initialization steps. The steps involved in the “dispatch messages” pass (right before “spawn dynamic objects”) have been put in a separate block to the right for clarity.

Lifecycle overview

The engine actually takes many more steps during initialization, before the main collection is loaded. The memory profiler, sockets, graphics, HID (input devices), sound, physics and much more are set up. The application configuration (“game.project”) is also loaded and set up.

The first user-controllable entry point, at the end of engine initialization, is the call to the current render script’s init() function.

The main collection is then loaded and initialized. All game objects in the collection apply their transforms (translation (change of position), rotation and scaling) to their children. All component init() functions that exist are then called.

The order in which game object component init() functions are called is unspecified. You should not assume that the engine initializes objects belonging to the same collection in a certain order.

Since your init() code can post new messages, tell factories to spawn new objects, mark objects for deletion and do all sorts of things, the engine performs a full “post-update” pass next. This pass carries out message delivery, the actual factory game object spawning and object deletion. Note that the post-update pass includes a “dispatch messages” sequence that not only sends any queued messages but also handles messages sent to collection proxies. Any subsequent updates on the proxies (enable and disable, loading and mark for unloading) are performed during those steps.

Studying the diagram above reveals that it is fully possible to load a collection proxy during init(), ensure all its contained objects are initialized, and then unload the collection through the proxy—all this before the first component update() is called, i.e. before the engine has left the initialization stage and entered the update loop:

function init(self)
    print("init()")
    msg.post("#collectionproxy", "load")
end

function update(self, dt)
    -- The proxy collection is unloaded before this code is reached.
    print("update()")
end

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == hash("proxy_loaded") then
        print("proxy_loaded. Init, enable and then unload.")
        msg.post("#collectionproxy", "init")
        msg.post("#collectionproxy", "enable")
        msg.post("#collectionproxy", "unload")
        -- The proxy collection objects’ init() and final() functions
        -- are called before we reach this object’s update()
    end
end

The update loop

The update loop runs through a long sequence once every frame. The update sequence in the diagram below is divided into logical sequence blocks for clarity. “Dispatch messages” is also broken out separately for the same reason:

Update loop

Input

Input is is read from available devices, mapped against input bindings and then dispatched. Any game object that has acquired input focus gets input sent to all its components’ on_input() functions. A game object with a script component and a GUI component with a GUI script will get input to both components’ on_input() functions—given that they are defined and that they have acquired input focus.

Any game object that has acquired input focus and contains collection proxy components dispatches input to components inside the proxy collection. This process continues recursively down enabled collection proxies within enabled collection proxies.

Update

Each game object component in the main collection is traversed. If any of these components has a script update() function, then that will be called. If the component is a collection proxy, each component in the proxy collection is recursively updated with all the steps in the “update” sequence in the diagram above.

The order in which game object component update() functions are called is unspecified. You should not assume that the engine updates objects belonging to the same collection in a certain order.

In the next step all posted messages are dispatched. Since any receiver components’ on_message() code can post additional messages the message dispatcher will continue to dispatch posted messaged until the message queue is empty. There is, however, a limit to how many runs through the message queue the message dispatcher performs. See Message passing and the section “Advanced topics” for details.

For collision object components, physics messages (collisions, triggers, ray_cast responses etc) are dispatched throughout the encompassing game object to all components that contain a script with an on_message() function.

Transforms are then done, applying any game object movement, rotation and scaling to each game object component and any child game object components.

Render update

The render update block dispatches messages to the @render socket (camera component set_view_projection messages, set_clear_color messages etc). The render script update() is then called.

Post update

After the updates, a post update sequence is run. It unloads from memory collection proxies that are marked for unloading (this happens during the “dispatch messages” sequence). Any game object that is marked for deletion will call all of its components’ final() functions, if there are any. The code in final() functions often posts new messages to the queue so a “dispatch messages” pass is run afterwards.

Any factory component that has been told to spawn a game object will do that next. Finally, game objects that are marked for deletion are actually deleted.

The last step in the update loop involves dispatching @system messages (exit, reboot messages, toggling the profiler, starting and stopping video capture etc). Then graphics are rendered. During the graphics rendering, video capture is done, as is any rendering of the visual profiler (see the Debugging documentation.)

Frame rate and collection time step

The number of frame updates per second (which equals the number of update-loop runs per second) can be set in the project settings, or programmatically by sending a set_update_frequency message to the @system socket. In addition, it is possible to set the time step for collection proxies individually by sending a set_time_step message to the proxy. Changing a collection’s time step does not affect the frame rate. It does affect the physics update time step as well as the dt variable passed to update(). Also note that altering the time step does not alter the number of times update() will be called each frame—it is always exactly once.

(See the Collection proxy manual and set_time_step for details)

Finalization

When the application exits, first it finishes the last update loop sequence, which will unload any collection proxies: finalizing and deleting all game objects in each proxy collection.

When that is done the engine enters a finalization sequence that handles the main collection and its objects:

Finalization

Component final() functions are called first. A subsequent dispatching of messages follows. Finally, all game objects are deleted and the main collection is unloaded.

The engine follows up with behind the scenes shutting down of subsystems: project configuration is deleted, the memory profiler is shut down, and so forth.

The application is now completely shut down.


I want to report anonymously.