Read this manual in English

Компонент Collection Proxy

Компонент Collection Proxy используется для динамической загрузки и выгрузки новых игровых “миров”, основываясь на содержимом файла коллекции. Они могут использоваться для реализации переключения между игровыми уровнями, экранами графического интерфейса, загрузки и выгрузки повествовательных “сцен” на протяжении уровня, загрузки/выгрузки мини-игр и многого другого.

Defold организует все игровые объекты в коллекции. Коллекция может содержать игровые объекты и другие коллекции (то есть субколлекции). Прокси-коллекции позволяют разделить содержимое на отдельные коллекции и затем динамически управлять загрузкой и выгрузкой этих коллекций с помощью скриптов.

Прокси-коллекции отличаются от фабрик коллекций. Фабрика коллекций внедряет содержимое коллекции в текущий игровой мир. Прокси-коллекции создают новый игровой мир во время выполнения и, следовательно, имеют другие сценарии использования.

Создание компонента Collection Proxy

  1. Добавьте прокси-коллекцию к игровому объекту, кликнув ПКМ на игровом объекте и выбрав Add Component ▸ Collection Proxy из контекстного меню.

  2. В свойстве Collection укажите ссылку на коллекцию, которую необходимо динамически загрузить в среду выполнения позднее. Ссылка является статической и гарантирует, что все содержимое коллекции, на которую ссылаются, в конечном счете окажется в игре.

add proxy component

(Содержимое можно исключить из сборки и загрузить вместо него код, отметив опцию Exclude и используя Live-обновление.)

Загрузочная коллекция

Когда движок Defold запускается, он загружает и инстанцирует все игровые объекты из загрузочной (bootstrap) коллекции в среду выполнения. Затем он инициализирует и активирует игровые объекты и их компоненты. Какая загрузочная коллекция должна использоваться движком, указывается в настройках проекта. По договоренности этот файл коллекции обычно называется “main.collection”.

bootstrap

Для размещения игровых объектов и их компонентов движок выделяет память, необходимую для всего “игрового мира”, в который инстанцируется содержимое загрузочной коллекции. Кроме того, создается отдельный физический мир для любых объектов столкновений и физических симуляций.

Поскольку скрипты должны иметь возможность обращаться ко всем объектам в игре, даже извне загрузочного мира, им присваивается уникальное имя: свойство Name, которое задается в файле коллекции:

bootstrap

Если загружаемая коллекция содержит прокси-коллекции, коллекции, на которые они ссылаются, автоматически не загружаются. Необходимо контролировать загрузку этих ресурсов с помощью скриптов.

Загрузка коллекции

Динамическая загрузка коллекции посредством прокси осуществляется путем отправки сообщения load компоненту прокси из скрипта:

-- Сказать прокси "myproxy", чтобы он начал загрузку.
msg.post("#myproxy", "load")

load

Прокси укажет движку выделить место для нового мира. Также будет создана отдельная среда выполнения физики и инстанцируются все игровые объекты в коллекции.

Новый мир получает свое имя из свойства Name в файле коллекции, в данном примере оно установлено в “mylevel”. Имя должно быть уникальным. Если Name, заданное в файле коллекции, уже используется для загруженного мира, движок сообщит об ошибке конфликта имен:

ERROR:GAMEOBJECT: The collection 'default' could not be created since there is already a socket with the same name.
WARNING:RESOURCE: Unable to create resource: build/default/mylevel.collectionc
ERROR:GAMESYS: The collection /mylevel.collectionc could not be loaded.

Когда движок закончит загрузку коллекции, прокси-коллекция отправит сообщение "proxy_loaded" обратно скрипту, который отправил сообщение "load". Затем скрипт может инициализировать и активировать коллекцию в качестве реакции на это сообщение:

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == hash("proxy_loaded") then
        -- Новый мир загружен. Инициировать и активировать его.
        msg.post(sender, "init")
        msg.post(sender, "enable")
        ...
    end
end
"load"
Это сообщение указывает компоненту Collection Proxy начать загрузку своей коллекции в новый мир. Прокси отправит обратно сообщение "proxy_loaded", когда все будет готово.
"async_load"
Это сообщение указывает компоненту Collection Proxy начать фоновую загрузку своей коллекции в новый мир. Прокси отправит обратно сообщение "proxy_loaded", когда все будет готово.
"init"
Это сообщение указывает компоненту Collection Proxy, что все игровые объекты и компоненты, которые были инстанцированы, должны быть инициализированы. На этом этапе вызываются все функции скрипта.
"enable"
Это сообщение указывает компоненту Collection Proxy, что все игровые объекты и компоненты должны быть активированы. Например, все компоненты Sprite начинают отрисовываться при активации.

Отправка сообщений в новый игровой мир

Имя Name, заданное в свойствах файла коллекции, используется для обращения к игровым объектам и компонентам в загруженном мире. Если, например, создать объект-загрузчик в коллекции начальной загрузки, может понадобиться взаимодействовать с ним из любой загруженной коллекции:

-- сообщить загрузчику о необходимости загрузить следующий уровень:
msg.post("main:/loader#script", "load_level", { level_id = 2 })

load

Выгрузка мира

Чтобы выгрузить загруженную коллекцию, необходимо отправить сообщения, соответствующие обратным этапам загрузки:

-- unload the level
msg.post("#myproxy", "disable")
msg.post("#myproxy", "final")
msg.post("#myproxy", "unload")
"disable"
Это сообщение указывает компоненту Collection Proxy деактивировать все игровые объекты и компоненты в мире. На этом этапе прекращается отрисовка спрайтов.
"final"
Это сообщение указывает компоненту Collection Proxy завершить все игровые объекты и компоненты в мире. На этом этапе вызываются функции final() всех скриптов.
"unload"
Это сообщение указывает компоненту Collection Proxy полностью удалить мир из памяти.

Если более тонкий контроль не требуется, можно отправить сообщение "unload" напрямую, без предварительной деактивации и финализации коллекции. Тогда прокси автоматически отключит и завершит коллекцию перед ее выгрузкой.

Когда Collection Proxy закончит выгрузку коллекции, он отправит сообщение "proxy_unloaded" обратно в скрипт, который отправил сообщение "unload":

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == hash("proxy_unloaded") then
        -- Ok, мир выгружен...
        ...
    end
end

Временной шаг

Обновления прокси-коллекции можно масштабировать, изменяя временной шаг. Это означает, что даже если игра имеет постоянную частоту 60 FPS, прокси может обновляться с большей или меньшей скоростью, влияя на такие аспекты, как:

Можно также установить режим обновления, который позволяет контролировать, должно ли масштабирование выполняться дискретно (что имеет смысл только при коэффициенте масштабирования менее 1.0) или непрерывно.

Управление коэффициентом масштабирования и режимом масштабирования осуществляется путем отправки прокси сообщения set_time_step:

-- обновлять загруженный мир на 1/5 скорости.
msg.post("#myproxy", "set_time_step", {factor = 0.2, mode = 1}

Чтобы увидеть, что происходит при изменении временного шага, мы можем создать объект со следующим кодом в скрипте и поместить его в коллекцию, временной шаг которой мы изменяем:

function update(self, dt)
    print("update() with timestep (dt) " .. dt)
end

При шаге по времени 0.2 мы получаем следующий результат в консоли:

INFO:DLIB: SSDP started (ssdp://192.168.0.102:54967, http://0.0.0.0:62162)
INFO:ENGINE: Defold Engine 1.2.37 (6b3ae27)
INFO:ENGINE: Loading data from: build/default
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0.016666667535901
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0.016666667535901

update() по-прежнему вызывается 60 раз в секунду, но значение dt меняется. Мы видим, что только 1/5 (0.2) вызовов update() будет иметь dt равное 1/60 (что соответствует 60 FPS) — остальные равны нулю. Все физические симуляции также будут обновляться в соответствии с этим dt и продвигаться только в 1/5 кадров.

:::sidenote Функциональность временного шага коллекции можно использовать для приостановки игры, например, при отображении всплывающего окна или когда окно потеряло фокус. Используйте msg.post("#myproxy", "set_time_step", {factor = 0, mode = 0}) для паузы и msg.post("#myproxy", "set_time_step", {factor = 1, mode = 1}) для возобновления. :::

За подробностями обращайтесь к set_time_step.

Предостережения и общие проблемы

Физика
С помощью прокси-коллекций можно загрузить в движок более одной коллекции верхнего уровня, или игрового мира. При этом важно знать, что каждая коллекция верхнего уровня — это отдельный физический мир. Физические взаимодействия (столкновения, триггеры, рэйкасты) происходят только между объектами, принадлежащими одному и тому же миру. Поэтому даже если объекты столкновения из двух миров визуально располагаются прямо друг на друге, между ними не может быть какого-либо физического взаимодействия.
Память
Каждая загруженная коллекция создает новый игровой мир, который занимает относительно много памяти. Если одновременно загружаются десятки коллекций через прокси, возможно, стоит пересмотреть структуру игры. Для порождения множества экземпляров иерархий игровых объектов больше подходят фабрики коллекций.
Ввод
Если в загруженной коллекции есть объекты, требующие действий ввода, необходимо убедиться, что игровой объект, содержащий прокси-коллекцию, получает данные ввода. Когда игровой объект получает сообщения ввода, они передаются компонентам этого объекта, то есть прокси коллекции. Действия ввода отправляются через прокси в загруженную коллекцию.

- Select manual -

Collection proxy

The collection proxy component is used to load and unload new game “worlds” dynamically based on the content of a collection file. They can be used to implement switching between game levels, GUI screens, loading and unloading of narrative “scenes” throughout a level, loading/unloading of mini-games and more.

Defold organizes all game objects in collections. A collection can contain game objects and other collections (i.e. sub-collections). Collection proxies allow you to split your content into separate collections and then dynamically manage the loading and unloading of these collections through scripting.

Collection proxies differ from collection factory components. A collection factory instanciates the contents of a collection into the current game world. Collection proxies create a new game world in runtime and are thus have different use-cases.

Creating a collection proxy component

  1. Add a collection proxy component to a game object by right clicking a game object and selecting Add Component ▸ Collection Proxy from the context menu.

  2. Set the Collection property to reference a collection that you wish to dynamically load into the runtime at a later point. The reference is static and makes sure that all the content of the referenced collection end up in the final game.

add proxy component

(You can exclude the content in the build and download it with code instead by checking the Exclude box and using the Live update feature.)

Bootstrap

When the Defold engine starts it loads and instanciates all game objects from a bootstrap collection into the runtime. It then initializes and enables the game objects and their components. Which bootstrap collection the engine should use is set in the project settings. By convention this collection file is usually named “main.collection”.

bootstrap

To fit the game objects and their components the engine allocates the memory needed for the whole “game world” into which the contents of the bootstrap collection are instanciated. A separate physics world is also created for any collision objects and physics simulation.

Since script components need to be able to address all objects in the game, even from outside the bootstrap world, it is given a unique name: the Id property that you set in the collection file:

bootstrap

If the collectino that is loaded contains collection proxy components, the collections that those refer to are not loaded automatically. You need to control the loading of these resources through scripts.

Loading a collection

Dynamically loading a collection via proxy is done by sending a message called "load" to the proxy component from a script:

-- Tell the proxy "myproxy" to start loading.
msg.post("#myproxy", "load")

load

The proxy component will instruct the engine to allocate space for a new world. A separate runtime physics world is also created and all the game objects in the collection “mylevel.collection” are instantiated.

The new world gets its name from the Id property in the collection file, in this example it is set to “mylevel”. The name has to be unique. If the Id set in the collection file is already used for a loaded world, the engine will signal a name collision error:

ERROR:GAMEOBJECT: The collection 'default' could not be created since there is already a socket with the same name.
WARNING:RESOURCE: Unable to create resource: build/default/mylevel.collectionc
ERROR:GAMESYS: The collection /mylevel.collectionc could not be loaded.

When the engine has finished loading the collection, the collection proxy component will send a message named "proxy_loaded" back to the script that sent the "load" message. The script can then initialize and enable the collection as a reaction to the message:

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == hash("proxy_loaded") then
        -- New world is loaded. Init and enable it.
        msg.post(sender, "init")
        msg.post(sender, "enable")
        ...
    end
end
"load"
This message tells the collection proxy component to start loading its collection into a new world. The proxy will send back a message called "proxy_loaded" when it’s done.
"load_async"
This message tells the collection proxy component to start background loading its collection into a new world. The proxy will send back a message called "proxy_loaded" when it’s done.
"init"
This message tells the collection proxy component that all the game objects and components that has been instantiated should be initialized. All script init() functions are called at this stage.
"enable"
This message tells the collection proxy component that all the game objects and components should be enabled. All sprite components begin to draw when enabled, for instance.

Addressing into the new world

The Id set in the collection file properties is used to address game objects and components in the loaded world. If you, for instance, create a loader object in the bootstrap collection you may need to communicate with it from any loaded collection:

-- tell the loader to load the next level:
msg.post("main:/loader#script", "load_level", { level_id = 2 })

load

Unloading a world

To unload a loaded collection, you send messages corresponding to the converse steps of the loading:

-- unload the level
msg.post("#myproxy", "disable")
msg.post("#myproxy", "final")
msg.post("#myproxy", "unload")
"disable"
This message tells the collection proxy component to disable all the game object and components in the world. Sprites stop being rendered at this stage.
"final"
This message tells the collection proxy component to finalize all the game object and components in the world. All scripts’ final() functions are called at this stage.
"unload"
This message tells the collection proxy to remove the world completely from memory.

If you don’t need the finer grained control, you can send the "unload" message directly without first disabling and finalizing the collection. The proxy will then automatically disable and finalize the collection before it’s unloaded.

When the collection proxy has finished unloading the collection it will send a "proxy_unloaded" message back to the script that sent the "unload" message:

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == hash("proxy_unloaded") then
        -- Ok, the world is unloaded...
        ...
    end
end

Time step

Collection proxy updates can be scaled by altering the time step. This means that even though the game ticks at a steady 60 FPS, a proxy can update at a higher or lower pace, affecting physics and the dt variable passed to update(). You can also set the update mode, which allows you to control if the scaling should be performed discretely (which only makes sense with a scale factor below 1.0) or continuously.

You control the scale factor and the scaling mode by sending the proxy a set_time_step message:

-- update loaded world at one-fifth-speed.
msg.post("#myproxy", "set_time_step", {factor = 0.2, mode = 1}

To see what’s happening when changing the time step, we can create an object with the following code in a script component and put it in the collection we’re altering the timestep of:

function update(self, dt)
    print("update() with timestep (dt) " .. dt)
end

With a time step of 0.2, we get the following result in the console:

INFO:DLIB: SSDP started (ssdp://192.168.0.102:54967, http://0.0.0.0:62162)
INFO:ENGINE: Defold Engine 1.2.37 (6b3ae27)
INFO:ENGINE: Loading data from: build/default
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0.016666667535901
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0
DEBUG:SCRIPT: update() with timestep (dt) 0.016666667535901

update() is still called 60 times a second, but the value of dt changes. We see that only 1/5 (0.2) of the calls to update() will have a dt of 1/60 (corresponding to 60 FPS)—the rest is zero. All physics simulations will also be updated according to that dt and advance only in one fifth of the frames.

See set_time_step for more details.

Caveats and common issues

Physics
Through collection proxies it is possible to load more than one top level collection, or game world into the engine. When doing so it is important to know that each top level collection is a separate physical world. Physics interactions (collisions, triggers, ray-casts) only happen between objects belonging to the same world. So even if the collision objects from two worlds visually sits right on top of each other, there cannot be any physics interaction between them.
Memory
Each loaded collection creates a new game world which comes with a relatively large memory footprint. If you load dozens of collections simultaneously through proxies, you might want to reconsider your design. To spawn many instances of game object hierarchies, collection factories are more suitable.
Input
If you have objects in your loaded collection that require input actions, you need to make sure that the game object that contains the collection proxy acquires input. When the game object receives input messages these are propagated to the components of that object, i.e. the collection proxies. The input actions are sent via the proxy into the loaded collection.

I want to send feedback anonymously.

Welcome!

You are just one step away from creating awesome games!

You need a Google account to use Defold