Read this manual in English

Ресурс Font

Шрифты используются для визуализации текста в компонентах Label и GUI-нодах Text. Defold поддерживает несколько форматов файлов шрифтов:

  • TrueType
  • OpenType
  • BMFont

Шрифты, добавленные в проект, автоматически конвертируются в текстуру, которую Defold может визуализировать. Доступны два метода визуализации шрифтов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки:

  • Bitmap
  • Distance field

Создание шрифта

Чтобы создать шрифт для использования в Defold, создайте новый файл Font, выбрав в меню File ▸ New..., затем Font. Можно также кликнуть ПКМ в нужном расположении в браузере ассетов и выбрать New... ▸ Font.

New font name

Присвойте новому файлу шрифта имя и кликните Ok. Новый файл шрифта откроется в редакторе.

New font

Перетащите необходимый шрифт в браузер Assets в подходящее для него расположение.

В свойстве Font укажите файл шрифта и, при необходимости, настройте остальные свойства.

Свойства

Font
Файл TTF, OTF или .fnt, используемый для генерирования данных о шрифте.
Material
Материал, используемый при рендеринге этого шрифта. Обязательно измените этот параметр в соответствии с выбранным типом шрифта — Distance Field или Bitmap (подробнее см. ниже).
Output Format
Тип генерируемых данных о шрифте.
  • TYPE_BITMAP — конвертирует импортированный файл OTF или TTF в текстуру, представляющую собой изображение шрифта, растровые данные которой используются для визуализации текстовых нод. Цветовые каналы используются для кодирования формы граней, контура и отбрасываемой тени. Для файлов .fnt исходная растровая текстура используется как есть.
  • TYPE_DISTANCE_FIELD — импортированный шрифт конвертируется в текстуру, данные о пикселях которой представляют не экранные пиксели, а расстояния до границы шрифта. Подробности см. ниже.
Render Mode
Режим рендеринга глифов.
  • MODE_SINGLE_LAYER — создает по одному четырехугольнику для каждого символа.
  • MODE_MULTI_LAYER — создает отдельные четырехугольные формы для глифа, контура и теней соответственно. Слои отображаются в обратном порядке (back-to-front), что исключает вероятность загораживания одного символа другим, ранее отображенным, в случае когда контур шире, чем расстояние между глифами. Этот режим рендеринга также обеспечивает правильное смещение теней, задаваемое свойствами Shadow X/Y в ресурсе шрифта.
Size
Целевой размер глифов в пикселях.
Antialias
Сглаживание шрифта при запекании в целевое растровое изображение. Установите значение 0, если хотите получить чисто пиксельный (pixel perfect) рендеринг шрифта.
Alpha
Прозрачность глифа. 0.0–1.0, где 0.0 означает прозрачность, а 1.0 — непрозрачность.
Outline Alpha
Прозрачность сгенерированного контура. 0.0–1.0.
Outline Width
Ширина сгенерированного контура в пикселях. Установите значение 0 чтобы убрать контур.
Shadow Alpha
Прозрачность сгенерированной тени. 0.0–1.0.

Поддержка теней обеспечивается встроенными шейдерами материала шрифта и работает как в однослойном, так и в многослойном режиме рендеринга. Если многослойный рендеринг шрифта или поддержка теней не нужны, лучше использовать более простой шейдер, такой как builtins/font-singlelayer.fp.

Shadow Blur
Для растровых шрифтов эта настройка указывает на то, сколько раз небольшое зерно размытия будет применено к каждому глифу шрифта. Для шрифтов типа Distance Field эта настройка эквивалентна фактической ширине размытия в пикселях.
Shadow X/Y
Горизонтальное и вертикальное смещение сгенерированной тени в пикселях. Этот параметр влияет на тень глифа, только если свойство Output Format установлено в значение MODE_MULTI_LAYER.
Extra Characters
По умолчанию шрифт включает печатные ASCII символы (коды символов 32-126). Чтобы вручную включить дополнительные символы, перечислите их в этом поле свойства.

Печатные ASCII символы: space ! “ # $ % & ‘ ( ) * + , - . / 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 : ; < = > ? @ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z [ \ ] ^ _ ` a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z { | } ~

All Chars
Если отметить это свойство, все глифы, имеющиеся в исходном файле, будут включены в вывод.
Cache Width/Height
Ограничивает размер кэша растра глифов. Когда движок рендерит текст, он ищет глиф в кэше растра. Если его там нет, он будет добавлен в кэш перед рендерингом. Если кэш растра слишком мал, чтобы вместить все глифы, которые движок пытается отрендерить, возникает ошибка (ERROR:RENDER: Out of available cache cells! Consider increasing cache_width or cache_height for the font.).

При значении 0 размер кэша устанавливается автоматически.

Шрифты Distance Field

Шрифты Distance Field (карта расстояний) вместо растровых данных хранят расстояние до границы глифа в текстуре. Когда движок рендерит шрифт, требуется специальный шейдер, чтобы интерпретировать данные о расстоянии и использовать их для отрисовки глифа. Шрифты Distance Field более ресурсоемки, чем растровые, но обеспечивают большую гибкость в выборе размера.

Distance field font

Обязательно измените свойство Material шрифта на builtins/fonts/font-df.material (или любой другой материал, который может обрабатывать данные карты расстояния) при создании шрифта, иначе при выводе шрифта на экран будет использоваться неподходящий шейдер.

Растровые шрифты BMFont

В дополнение к генерируемым растровым картам Defold поддерживает предварительно запеченные растровые шрифты формата “BMFont”. Эти шрифты представляют собой PNG-изображение в виде страницы с глифами. Кроме того, файл .fnt содержит информацию о том, где на странице находится каждый глиф, а также информацию о размере и кернинге. (Следует учесть, что Defold не поддерживает XML-версию формата .fnt, который используется в Phaser и в некоторых других инструментах).

Эти типы шрифтов не обеспечивают повышения производительности по сравнению с растровыми шрифтами, генерируемыми из файлов TrueType или OpenType, но могут включать произвольную графику, расцветку и тени непосредственно в изображении.

Добавьте сгенерированные файлы .fnt и .png в проект Defold. Эти файлы должны находиться в одной папке. Создайте новый файл шрифта и задайте свойству Font файл типа .fnt. Убедитесь, что Output Format установлен в значение TYPE_BITMAP. Defold не будет генерировать растровое изображение, а будет использовать то, которое содержится в PNG.

Для создания BMFont следует воспользоваться инструментом для генерирования соответствующих файлов. Существует несколько вариантов:

  • Bitmap Font Generator — только для Windows, предоставляется AngelCode.
  • Shoebox — бесплатное приложение на базе Adobe Air для Windows и macOS.
  • Hiero — инструмент с открытым исходным кодом на языке Java.
  • Glyph Designer — коммерческий инструмент для macOS от 71 Squared.
  • bmGlyph — коммерческий инструмент для macOS от Sovapps.

BMfont

Чтобы шрифт отображался корректно, не забудьте установить его свойство Material в builtins/fonts/font-fnt.material.

Артефакты и рекомендации

Как правило, растровые шрифты лучше всего подходят для рендеринга без масштабирования. Они быстрее выводятся на экран, чем шрифты с картой расстояний.

Шрифты Distance Field очень хорошо реагируют на масштабирование. С другой стороны, растровые шрифты, будучи просто пиксельными изображениями, будут увеличиваться в размере, поэтому пиксели будут расти при масштабировании шрифта, что приведет к появлению блочных артефактов, то есть угловатости. Ниже приведен образец шрифта размером 48 пикселей, увеличенный в 4 раза.

Fonts scaled up

При уменьшении масштаба растровые текстуры могут качественно и эффективно масштабироваться и сглаживаться средствами GPU. Растровый шрифт лучше сохраняет свой цвет, чем шрифт с картой расстояний. Вот масштаб того же образца шрифта размером 48 пикселей, уменьшенный до 1/5 размера:

Fonts scaled down

Шрифты Distance Field должны быть отрендерены до целевого размера, достаточно большого для хранения информации о расстояниях и возможности описать кривые глифов шрифта. Это тот же шрифт, что и выше, но размером 18 пикселей и увеличенный в 10 раз. Разумеется, этого слишком мало для кодирования форм этого шрифта:

Distance field artifacts

Если поддержка теней и контуров не требуется, установите соответствующие им значения альфа в 0. В противном случае данные о тенях и контурах все равно будут генерироваться, что приведет к излишнему потреблению памяти.

Кэш шрифта

Ресурс шрифта в Defold приводит к появлению двух вещей во время выполнения: текстуры и данных шрифта.

  • Данные о шрифте состоят из списка вхождений глифов, каждое из которых содержит некоторую базовую информацию о кернинге и растровые данные для этого глифа.
  • Текстура — это внутреннее название “кэша текстуры глифа”, используемого при рендеринге текста для определенного шрифта.

Во время выполнения, при рендеринге текста, движок сначала обходит глифы подлежащие рендерингу, чтобы проверить, какие глифы доступны в кэше текстур. Для каждого глифа, отсутствующего в кэше текстур глифов, будет произведена загрузка текстуры из растровых данных, хранящихся в данных шрифта.

Каждый глиф размещается внутри кэша в соответствии с базовой линией шрифта, что позволяет шейдеру вычислять локальные текстурные координаты глифа в соответствующей ячейке кэша. Это означает, что вы можете добиться определенных текстовых эффектов, таких как градиенты или наложение текстуры, динамически. Движок передает показатели кэша шейдеру через специальную шейдерную константу texture_size_recip, которая содержит следующую информацию как векторные компоненты:

  • texture_size_recip.x — обратная ширина кэша
  • texture_size_recip.y — обратная высота кэша
  • texture_size_recip.z — отношение ширины ячейки кэша к ширине кэша
  • texture_size_recip.w — отношение высоты ячейки кэша к высоте кэша

Например, чтобы сгенерировать градиент в фрагментном шейдере, достаточно написать:

float horizontal_gradient = fract(var_texcoord0.y / texture_size_recip.w);

Подробнее об унифицированных шейдерных переменных см. В руководстве по шейдерам.

- Select manual -

Font files

Fonts are used to render text on Label components and GUI text nodes. Defold supports several font file formats:

  • TrueType
  • OpenType
  • BMFont

Fonts added to your project are automatically converted into a texture format that Defold can render. Two font rendering techniques are available, each with its own specific benefits and drawbacks:

  • Bitmap
  • Distance field

Creating a font

To create a font for use in Defold, create a new Font file by selecting File ▸ New… from the menu, then select Font. You can also right click a location in the Assets browser and select New… ▸ Font.

New font name

Give the new font file a name and click Ok. The new font file now opens in the editor.

New font

Drag the font you wish to use into the Assets browser and drop it in a good spot.

Set the Font property to the font file and set the font properties as needed.

Properties

Font

The TTF, OTF or .fnt file to use for generating the font data.

Material

The material to use when rendering this font. Make sure to change this for distance field and BMFonts (see below for details).

Output Format

The type of font data that is generated.

  • TYPE_BITMAP converts the imported OTF or TTF file into a font sheet texture where the bitmap data is used to render text nodes. The color channels are used to encode the face shape, outline and drop shadow. For .fnt files, the source texture bitmap is used as is.
  • TYPE_DISTANCE_FIELD The imported font is converted into a font sheet texture where the pixel data represents not screen pixels but distances to the font edge. See below for details.
Size

The target size of the glyphs in pixels.

Antialias

If the font should be antialiased when baked onto the target bitmap. Set to 0 if you want pixel perfect font rendering.

Alpha

The transparency of the glyph. 0.0–1.0 where 0.0 means transparent and 1.0 opaque.

Outline Alpha

The transparency of the generated outline. 0.0–1.0.

Outline Width

The width of the generated outline in pixels. Set to 0 for no outline.

Shadow Alpha

The transparency of the generated shadow. 0.0–1.0.

Shadow rendering of fonts is disabled in the default built-in material shaders because of performance reasons. It is fairly easy to write a custom shader that renders shadows (at some cost) if you need them.

Shadow Blur
The blur radius in pixels for the generated shadow.
Shadow X/Y
The horizontal and vertical offset in pixels of the generated shadow.
Extra Characters
By default the font will include the ASCII printable characters (character codes 32-126). To manually include additional characters, list them in this property field.

The ASCII printable characters are: space ! " # $ % & ’ ( ) * + , - . / 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 : ; < = > ? @ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z [ \ ] ^ _ ` a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z { | } ~

All Chars

If you check this property all glyphs available in the source file will be included in the output.

Cache Width/Height

Constrains the size of the glyph cache bitmap. When the engine renders text, it looks up the glyph from the cache bitmap. If it does not exist there, it will be added to the cache before rendering. If the cache bitmap is too small to contain all the glyphs the engine is asked to render, an error is signalled (ERROR:RENDER: Out of available cache cells! Consider increasing cache_width or cache_height for the font.).

If set to 0 the cache size is set automatically.

Distance field fonts

Distance field fonts store the distance to the edge of the glyph in the texture instead of bitmap data. When the engine renders the font, a special shader is required to interpret the distance data and use that to draw the glyph. Distance field fonts are more resource intensive than bitmap fonts, but allow for greater sizing flexibility.

Distance field font

Make sure to change the Material property of the font to builtins/fonts/font-df.material (or any other material that can handle the distance field data) when you create the font—or the font will not use the correct shader when it is rendered to screen.

Bitmap BMFonts

In addition to generated bitmaps Defold supports prebaked bitmap “BMFont” format fonts. These fonts consists of a PNG font sheet with all the glyphs. In addition, a .fnt file contains information on where on the sheet each glyph can be found as well as size and kerning information. (Note that Defold does not support the XML version of the .fnt format that is used by Phaser and some other tools)

These types of fonts provide no performance improvement from bitmap fonts generated from TrueType or OpenType font files, but can include arbitrary graphics, coloring and shadows right in the image.

Add the generated .fnt and .png files to your Defold project. These files should reside in the same folder. Create a new font file and set the font property to the .fnt file. Make sure that output_format is set to TYPE_BITMAP. Defold will not generate a bitmap but use the one provided in the PNG.

To create a BMFont, you need to use a tool that can generate the appropriate files. Several options exist:

BMfont

For the font to render correctly, don’t forget to set the material property to builtins/fonts/font-fnt.material when you create the font.

Artifacts and best practices

Generally, bitmap fonts are best when the font is rendered with no scaling. They are faster to render to screen than distance field fonts.

Distance field fonts respond very good to upscaling. Bitmap fonts, on the other hand, being just pixelated images will increase in size so the pixels will grow as the font is scaled, resulting in blocky artifacts. The following is a sample at font size 48 pixels, scaled up 4 times.

Fonts scaled up

When scaling down, bitmap textures can be nicely and efficiently scaled down and antialiased by the GPU. A bitmap font keeps its color better than a distance field font. Here is a zoom of the same sample font at size 48 pixels, scaled down to 1/5 of the size:

Fonts scaled down

Distance field fonts need to be rendered to a target size that is big enough to hold distance information that can express the curves of the font glyphs. This is the same font as above, but at 18 pixels size and scaled up 10 times. It is clear that this is too small to encode the shapes of this typeface:

Distance field artifacts

Font Cache

A font resource in Defold will result in two things at runtime, a texture and the font data.

  • The font data consist of a list of glyph entries, each containing some basic kerning info and the bitmap data for that glyph.
  • The texture is internally called the “glyph cache texture” and it will be used when rendering text for a specific font.

At runtime, when rendering text, the engine will first loop through the glyphs to be rendered to check which glyphs are available in the texture cache. Each glyph that is missing from the glyph texture cache will trigger a texture upload from the bitmap data stored in the font data.