Read this manual in English

GUI-компоновки

Defold поддерживает графические интерфейсы, которые автоматически адаптируются к изменениям ориентации экрана на мобильных устройствах. Используя эту возможность, можно создавать графические интерфейсы, которые адаптируются к ориентации и соотношению сторон экранов различных размеров. Также можно создавать компоновки, соответствующие определенным моделям устройств.

Создание профилей отображения

По умолчанию в настройках “game.project” указано, что используется встроенный файл настроек профилей отображения (“builtins/render/default.display_profiles”). По умолчанию используются профили “Landscape” (ширина 1280 пикселей и высота 720 пикселей) и “Portrait” (ширина 720 пикселей и высота 1280 пикселей). Для профилей не задаются модели устройств, поэтому они будут соответствовать любому устройству.

Чтобы создать новый файл настроек профилей, либо скопируйте его из папки “builtins”, либо кликните ПКМ подходящее место в представлении Assets и выберите New... ▸ Display Profiles. Дайте новому файлу подходящее имя и кликните Ok.

Редактор откроет новый файл для редактирования. Добавьте новые профили, кликнув + в списке Profiles. Для каждого профиля добавьте набор квалификаторов:

Width
Ширина пикселя классификатора.
Height
Высота пикселя классификатора.
Device Models
Список моделей устройств, разделенных запятой. Модель устройства соответствует началу названия модели устройства, например, iPhone10 будет соответствовать моделям “iPhone10,*”. Имена моделей с запятыми должны быть заключены в кавычки, то есть "iPhone10,3", "iPhone10,6" соответствует моделям iPhone X (см. https://www.theiphonewiki.com/wiki/Models). Следует отметить, что единственными платформами, сообщающими модель устройства при вызове sys.get_sys_info(), являются Android и iOS. Другие платформы возвращают пустую строку и, следовательно, никогда не выберут профиль дисплея, содержащий квалификатор модели устройства.

New display profiles

Кроме того, необходимо указать, что движок должен использовать новые профили. Откройте “game.project” и выберите файл профилей отображения в настройках Display Profiles в разделе Display:

Settings

Текущее приложение для разработчиков для iOS не соблюдает параметр Dynamic Orientation, оно всегда будет менять ориентацию динамически.

Если вы хотите, чтобы движок автоматически переключался между книжной и альбомной раскладками при повороте устройства, установите флажок Dynamic Orientation. Движок будет динамически выбирать подходящую компоновку, а также менять ее при смене ориентации устройства.

GUI-компоновки

Текущий набор профилей отображения может быть использован для создания вариантов компоновки конфигурации GUI-нод. Чтобы добавить новую компоновку в GUI-сцену, кликните ПКМ по иконке Layouts в представлении Outline и выберите Add ▸ Layout ▸ ...:

Add layout to scene

При редактировании GUI-сцены все ноды редактируются в определенной компоновке. Текущая выбранная компоновка указывается в выпадающем списке компоновок GUI-сцены на тулбаре. Если компоновка не выбрана, ноды редактируются в компоновке Default.

Layouts toolbar

portrait edit

Каждое изменение свойства ноды, которое выполняется при выбранной компоновке, переопределяет свойство по отношению к компоновке Default. Свойства, которые переопределяются, отмечены синим цветом. Ноды с переопределенными свойствами также отмечены синим цветом. Можно нажать на кнопку сброса рядом с любым переопределенным свойством, чтобы вернуть его к исходному значению.

landscape edit

Компоновка не может удалять или создавать новые ноды, она может только переопределять свойства. Если необходимо удалить ноду из компоновки, можно либо переместить ноду за пределы экрана, либо удалить ее с помощью логики скрипта. Также следует обратить внимание на текущую выбранную компоновку. Если добавлять компоновку в проект, то новая компоновка будет настроена в соответствии с текущей выбранной компоновкой. Также копирование и вставка нод учитывает текущую выбранную компоновку, при копировании и при вставке.

Динамический выбор профиля

Динамический компоновщик оценивает каждый квалификатор профиля отображения в соответствии со следующими правилами:

  1. Если набор моделей устройств отсутствует, или модель устройства совпадает, для квалификатора вычисляется оценка (S).

  2. Оценка (S) рассчитывается с учетом площади дисплея (A), площади из квалификатора (A_Q), соотношения сторон дисплея (R) и соотношения сторон квалификатора (R_Q):

  1. Выбирается профиль с квалификатором с наименьшей оценкой, если ориентация (альбомная или книжная) квалификатора соответствует дисплею.

  2. Если профиль с квалификатором той же ориентации не найден, выбирается профиль с лучшим квалификатором другой ориентации.

  3. Если ни один профиль не может быть выбран, используется запасной профиль Default.

Поскольку компоновка Default используется в качестве запасного варианта в runtime, если нет более подходящей компоновки, это означает, что если добавить компоновку “Landscape”, она будет лучшей для всех ориентаций, пока также не будет добавлена компоновка “Portrait”.

Сообщения о смене компоновки

Когда движок переключает раскладку в результате поворота устройства, сообщение layout_changed отправляется в скрипты компонентов GUI, на которые влияет изменение. Сообщение содержит хэшированный идентификатор компоновки, чтобы скрипт мог выполнять логику в зависимости от того, какая компоновка выбрана:

function on_message(self, message_id, message, sender)
  if message_id == hash("layout_changed") and message.id == hash("My Landscape") then
    -- переключить компоновку на альбомную
  elseif message_id == hash("layout_changed") and message.id == hash("My Portrait") then
    -- переключить компоновку на портретную
  end
end

Кроме того, текущий рендер-скрипт получает сообщение каждый раз, когда окно (игровое представление) меняется, и это включает изменение ориентации.

function on_message(self, message_id, message)
  if message_id == hash("window_resized") then
    -- Размер окна был изменен. message.width и
    -- message.height содержат новые размеры окна.
  end
end

При смене ориентации менеджер GUI-компоновок автоматически изменяет масштаб и расположение GUI-нод в соответствии с компоновкой и свойствами нод. Однако внутриигровое содержимое отображается в отдельном проходе (по умолчанию) с проекцией в текущее окно. Чтобы изменить это поведение, либо предоставьте свой собственный модифицированный рендер-скрипт, либо используйте библиотеку камеры.

- Select manual -

Layouts

Defold supports GUIs that automatically adapt to screen orientation changes on mobile devices. By using this feature you can design GUIs that adapt to the orientation and aspect ratio of a range of screen sizes. It is also possible to create layouts that match particular device models.

Creating display profiles

By default, the “game.project” settings specify that a built in display profiles settings file (“builtins/render/default.display_profiles”) is used. The default profiles are “Landscape” (1280 pixels wide and 720 pixels high) and “Portrait” (720 pixels wide and 1280 pixels high). No device models are set on the profiles so they will match on any device.

To create a new profiles settings file, either copy the one from the “builtins” folder or right click a suitable location in the Assets view and select New… ▸ Display Profiles. Give the new file a suitable name and click Ok.

The editor now opens the new file for editing. Add new profiles by clicking the + in the Profiles list. For each profile, add a set of qualifiers for the profile:

Width
The pixel width of the qualifier.
Height
The pixel height of the qualifier.
Device Models
A comma separated list of device models. The device model matches the start of the device model name, e.g. iPhone10 will match “iPhone10,*” models. Model names with commas should be enclosed in quotes, i.e. "iPhone10,3", "iPhone10,6" matches iPhone X models (see https://www.theiphonewiki.com/wiki/Models). Note that the only platforms reporting a device model when calling sys.get_sys_info() is Android and iOS. Other platforms return an empty string and will therefore never pick a display profile that has a device model qualifier.

New display profiles

You also need to specify that the engine should use your new profiles. Open “game.project” and select the display profiles file in the Display Profiles setting under display:

Settings

The current development app for iOS does not respect the Dynamic Orientation setting but will always change orientation dynamically.

If you want the engine to automatically switch between portrait and landscape layouts on device rotation, check the Dynamic Orientation box. The engine will dynamically select a matching layout and also change the selection if the device changes orientation.

GUI layouts

The current set of display profiled can be used to create layout variants of your GUI node setup. To add a new layout to a GUI scene, right-click the Layouts icon in the Outline view and select Add ▸ Layout ▸ …:

Add layout to scene

When editing a GUI scene, all nodes are edited on a particular layout. The currently selected layout is indicated in the GUI scene layout dropdown in the toolbar. If no layout is chosen, the nodes are edited in the Default layout.

Layouts toolbar

portrait edit

Each change to a node property that you do with a layout selected overrides the property in respect to the Default layout. Properties that are overridden are marked in blue. Nodes with overridden properties are also marked in blue. You can click on the reset button next to any overridden property to reset it to the original value.

landscape edit

A layout cannot delete or create new nodes, only override properties. If you need to remove a node from a layout you can either move the node off-screen or delete it with script logic. You should also pay attention to the currently selected layout. If you add a layout to your project, the new layout will be set up according to the currently selected layout. Also, copying and pasting nodes considers the currently selected layout, when copying and when pasting.

Dynamic profile selection

The dynamic layout matcher scores each display profile qualifier according to the following rules:

  1. If there is no device model set, or the device model matches, a score SS is calculated for the qualifier.

  2. The score (SS) is calculated with the area of the display (AA), the area from the qualifier (AQA_Q), the aspect ratio of the display (RR) and the aspect ratio of the qualifier (RQR_Q):

    S=1AAQ+1RRQS=\left|1 - \frac{A}{A_Q}\right| + \left|1 - \frac{R}{R_Q}\right|

  3. The profile with the lowest scoring qualifier is selected, if the orientation (landscape or portrait) of the qualifier matches the display.

  4. If no profile with a qualifier of the same orientation is found, the profile with the best scoring qualifier of the other orientation is selected.

  5. If no profile can be selected, the Default fallback profile is used.

Since the Default layout is used as fallback in runtime if there are no better matching layout it means that if you add a “Landscape” layout, it will be the best match for all orientations until you also add a “Portrait” layout.

Layout change messages

When the engine switches layout as a result of device rotation, a layout_changed message is posted to the GUI components’ scripts that are affected by the change. The message contains the hashed id of the layout so the script can perform logic depending on which layout is selected:

function on_message(self, message_id, message, sender)
  if message_id == hash("layout_changed") and message.id == hash("My Landscape") then
    -- switching layout to landscape
  elseif message_id == hash("layout_changed") and message.id == hash("My Portrait") then
    -- switching layout to portrait
  end
end

In addition, the current render script receives a message whenever the window (game view) changes and this includes orientation changes.

function on_message(self, message_id, message)
  if message_id == hash("window_resized") then
    -- The window was resized. message.width and message.height contain the
    -- new dimensions of the window.
  end
end

When orientation is switched, the GUI layout manager will automatically rescale and reposition GUI nodes according to your layout and node properties. In-game content, however, is rendered in a separate pass (by default) with a stretch-fit projection into the current window. To change this behavior, either supply your own modified render script, or use a camera library.