Read this manual in English

Шейдеры

Программы шейдеров являются ядром рендеринга графики. Они являются программами написанными на C-подобном языке под названием GLSL (GL Shading Language), которые исполняются аппаратными обеспечением для выполнентя операций либо над 3D данными (вершины) или над пикселями, которые в конечном итоге появляются на экране (“фрагменты”). Шейдеры используются для отрисовки спрайтов, подсветки 3D моделей, создания полноэкранных пост-эффектов и многого другого.

Данное руководство объясняет как рендеринг конвейер Defold-а интерфейсно общается с вершинными и фрагментными шейдерами. Чтобы создать шейдеры для вашего контента, вам также нужно понять концепцию материалов, а также принцип работы рендер конвейера.

Спецификации OpenGL ES 2.0 (OpenGL для встраиваемых систем) и OpenGL ES Shading Language можно найти по адресу https://www.khronos.org/registry/gles/

Обратите внимание, что на настольных компьютерах можно писать шейдеры задействуя фичи не доступные в OpenGL ES 2.0. Драйвер вашей графической карты может радостно скомпилировать и запустить код шейдера, который не заработает на мобильных устройствах.

Концепции

Вершинный шейдер
Вершинный шейдер не может создавать или удалять вершины, только изменять позицию вершины. Вершинные шейдеры по большей части используются для преобразования позиции вершин из 3D пространства мира в 2D пространство экрана.

Входные данные вершинного шейдера это данные вершин (в форме attributes) и константы (uniforms). Общие константы это матрицы, необходимые для преобразования и проецирования позиции вершины в экранное пространство.

Выходные данные вершинного шейдера это вычисленная позиция вершины на экране (gl_Position). Также есть возможность передать данные из вершинного шейдера на вход фрагментному шейдеру через varying переменные.

Фрагментный шейдер
После того, как выполнился вершинный шейдер, дальнейшая работа фрагментного шейдера — решить в какой цвет окрасить каждый фрагмент (или пиксель) результирующих примитивов.

Входные данные фрагментного шейдера это константы (uniforms) и также любые varying переменные переданные вершинным шейдером.

Выходные данные фрагментного шейдера это цветовое значение для конкретного фрагмента (gl_FragColor).

Матрица мира
Позиции вершин формы модели хранятся относительно начала координат модели. Это называется “пространство модели”. Однако мир игры это “пространство мира”, где позиция, ориентация и масштаб каждой вершины выражены относительно начала координат пространства мира. Разделяя их таким образом, игровой движок способен двигать, вращать и масштабировать каждую модель без разрушения изначальных значений вершин, хранимых в компоненте модели.

Когда модель помещается в игровой мир, локальные координаты вершин модели должны быть переведены в координаты мирового пространства. Этот перевод делается посредством мировой матрицы преобразования (world transform matrix), которая говорит, какой сдвиг, поворот и масштабирование должны быть применены к вершинам модели, чтобы корректно разместить в системе координат игрового мира.

World transform

Матрица вида и проекции
Чтобы разместить вершины игрового мира на экран, 3D координаты каждой матрицы первым делом переводятся в координаты относительно камеры. Это делается с помощью матрицы вида. Затем, вершины проецируются на 2D пространство экрана с помощью проекционной матрицы:

Projection

Атрибуты
Значение ассоциированное с отдельной вершиной. Атрибуты передаются шейдеру движком и если вы хотите получить доступ к атрибуту, вы просто объявляете его в программе вашего шейдера. Разные типы компонентов имеют разный набор атрибутов:
  • У спрайта есть position и texcoord0.
  • У сетки тайлов есть position и texcoord0.
  • У Spine модели есть position и texcoord0.
  • У GUI-ноды есть position, textcoord0 и color.
  • У ParticleFX есть position, texcoord0 и color.
  • У модели есть position, texcoord0 и normal.
  • У шрифта есть position, texcoord0, face_color, outline_color и shadow_color.
Константы
Константы шейдеров остаются постоянными на протяжении всего вызова отрисовки рендера. Константы добавляются к файлу материала в секции Constants и затем объявляются как uniform переменные в программе шейдера. Uniforms Сэмплеры добавляются в секции Samplers материала и затем объявляются как uniform переменные в программе шейдера. Матрицы необходимые для выполнения вершинных преобразований в вершинном шейдере доступны в качестве констант:
  • CONSTANT_TYPE_WORLD — это матрица мира которая делает отображение из локальных координат пространства объекта в мировое пространство.
  • CONSTANT_TYPE_VIEW — это матрица мира которая делает отображение из пространства мира в пространство камеры.
  • CONSTANT_TYPE_PROJECTION — это проекционная матрица которая делает отображение из пространства камеры в пространство экрана.
  • Также доступные пред-умноженные матрицы $world * view$, $view * projection$ и $world * view$.
  • CONSTANT_TYPE_USER — это константа типа vec4 которую вы можете использовать по своему усмотрению.

Руководство по материалам объясняет как задавать константы.

Сэмплеры
Шейдеры могут объявлять uniform переменные типа sampler. Сэмплеры используются для считывания значений из источника изображения:
  • sampler2D — считывает из изображения двумерной текстуры.
  • samplerCube — считывает из текстуры кубической развертки, состоящей из 6 изображений.

Вы можете использовать сэмплер только в функциях поиска текстуры стандартной библиотеки GLSL. Руководство по материалам объясняет как задавать настройки сэмплера.

UV координаты
2D-координата соотносится с вершиной и отображается на точку на 2D-текстуре. Таким образом, часть или всю текстуру можно отрисовать на форме, описываемой набором вершин.

UV coordinates

UV-карта обычно создается в программе 3D-моделирования и сохраняется в меше. Координаты текстуры для каждой вершины предоставляются вершинному шейдеру в качестве атрибута. Затем varying переменная используется для нахождения UV-координаты для каждого фрагмента, будучи интерполированной на основе значений вершин.

Varying переменные
Переменные varying типа используются для передачи информации между вершинной и фрагментной фазами.
  1. varying переменная устанавливается в вершинном шейдере для каждой вершины.
  2. При растеризации это значение интерполируется для каждого фрагмента визуализируемого примитива. Расстояние от фрагмента до вершин формы определяет интерполируемое значение.
  3. Переменная устанавливается для каждого вызова фрагментного шейдера и может быть использована для вычислений по фрагментам.

Varying interpolation

Например, установка varying переменной в RGB цвет vec3 типа для каждого угла треугольника приведет к интерполяции цветов по всей форме. Точно так же установка координат поиска текстурной карты (или * UV-координат *) для каждой вершины в прямоугольнике позволяет фрагментному шейдеру искать значения цвета текстуры для всей области фигуры.

Varying interpolation

Процесс рендеринга

Прежде чем оказаться на экране, данные, которые вы создаете для своей игры, проходят ряд шагов:

Render pipeline

Все визуальные компоненты (спрайты, GUI-ноды, частицы или модели) состоят из вершин, точек в трехмерном мире, которые описывают форму компонента. Хорошая новость здесь в том, что форму можно рассматривать под любым углом и с любого расстояния. Задача программы вершинного шейдера — взять одну вершину и перевести ее в позицию в окне просмотра так, чтобы форма могла появиться на экране. Для фигуры с 4 вершинами программа вершинного шейдера запускается 4 раза, в параллели для всех запусков.

vertex shader

Входными данными программы являются позиция вершины (и другие данные, связанные с вершиной), а выходными данными — новая позиция вершины (gl_Position), а также любые varying переменные, которые должны быть интерполированы для каждого фрагмента.

The most simple vertex shader program just sets the position of the output to a zero vertex (which is not very useful): Самая простая программа вершинного шейдера просто устанавливает позицию на выходе в нулевую вершину (не очень-то и полезный результат):

void main()
{
    gl_Position = vec4(0.0,0.0,0.0,1.0);
}

Более сложный пример — встроенный вершинный шейдер спрайтов:

-- sprite.vp
uniform mediump mat4 view_proj;             // [1]

attribute mediump vec4 position;            // [2]
attribute mediump vec2 texcoord0;

varying mediump vec2 var_texcoord0;         // [3]

void main()
{
  gl_Position = view_proj * vec4(position.xyz, 1.0);    // [4]
  var_texcoord0 = texcoord0;                            // [5]
}
  1. uniform переменная (константа) содержащая умноженные матрицы вида и проекции.
  2. Атрибуты вершины спрайта. «позиция» уже трансформирована в мировое пространство. texcoord0 содержит UV-координату вершины.
  3. Объявляем выходную varying переменную. Эта переменная будет интерполироваться для каждого фрагмента между значениями, установленными для каждой вершины, и она же будет отправлена во фрагментный шейдер.
  4. Выставляем gl_Position в выходную позицию текущей вершины в пространстве проекции. Это значение состоит из 4 компонентов: «x», «y», «z» и «w». Компонент w используется для вычисления интерполяции с правильной перспективой. Это значение обычно составляет 1,0 для каждой вершины до применения какой-либо матрицы преобразования.
  5. Выставляем varying UV-координату для этой позиции вершины. После растеризации координата будет интерполирована для каждого фрагмента и отправлена во фрагментный шейдер.

После вершинного шейдинга определяется экранная форма компонента: генерируются и растеризуются примитивные формы, что означает, что графическое аппаратное обеспечение разбивает каждую форму на фрагменты или пиксели. Затем оно запускает программу фрагментного шейдера, по одному разу для каждого из фрагментов. Для изображения на экране размером 16x24 пикселей программа запускается 384 раза параллельно.

fragment shader

Входные данные программы — это то, что отправляет конвейер рендеринга и вершинный шейдер, обычно это uv-координаты фрагмента, цвета оттенка и т. д. Результатом является окончательный цвет пикселя (gl_FragColor).

Самая простая программа фрагментного шейдера просто устанавливает черный цвет для каждого пикселя (опять же, не очень полезная программа) :

void main()
{
    gl_FragColor = vec4(0.0,0.0,0.0,1.0);
}

Опять же, более сложным примером является встроенный фрагментный шейдер спрайтов:

// sprite.fp
varying mediump vec2 var_texcoord0;             // [1]

uniform lowp sampler2D DIFFUSE_TEXTURE;         // [2]
uniform lowp vec4 tint;                         // [3]

void main()
{
  lowp vec4 tint_pm = vec4(tint.xyz * tint.w, tint.w);          // [4]
  lowp vec4 diff = texture2D(DIFFUSE_TEXTURE, var_texcoord0.xy);// [5]
  gl_FragColor = diff * tint_pm;                                // [6]
}
  1. Объявляем varying переменную координаты текстуры. Значение этой переменной будет интерполировано для каждого фрагмента между значениями установленными для каждой вершины формы.
  2. Объявляем uniform sampler2D переменную. Сэмплер вместе с интерполированными координатами текстуры используется для поиска текстуры, чтобы спрайт мог быть текстурирован должным образом. Поскольку это спрайт, движок назначит этот сэмплер изображению, заданному в свойстве Image спрайта.
  3. Константа типа CONSTANT_TYPE_USER определена в материале и объявлена типом uniform. Ее значения используются для задания цветового оттенка спрайту. Значение по-умолчанию — чистый белый цвет.
  4. Цветовое значение оттенка пред-умножается со своим значением альфа (прозрачности) поскольку все текстуры во время выполнения уже содержат предварительно умноженную компоненту альфа.
  5. “Сэмплируем” (отбираем) текстуру по интерполированной координате и возвращаем сэмплированное значение.
  6. gl_FragColor выставлен в цвет для фрагмента на вывод: рассеянный свет из текстуры помноженный на значение цвета оттенка.

Полученное значение фрагмента затем проходит тесты. Обычным тестом является тест глубины, в котором значение глубины фрагмента сравнивается со значением буфера глубины для тестируемого пикселя. В зависимости от теста, фрагмент может быть отброшен либо в буфер глубины записывается новое значение. Обычно этот тест используется для того, чтобы позволить графике, находящейся ближе к камере, перекрывать графику находящуюся далеко позади.

Если тест пришел к выводу, что фрагмент должен быть записан в буфер кадра, он будет смешан с пиксельными данными, уже присутствующими в буфере. Параметры наложения, которые задаются в рендер скрипте, позволяют различными способами комбинировать исходный цвет (значение, записанное фрагментным шейдером) и целевой цвет (цвет из изображения в буфере кадра). Обычно смешивание используется для включения рендеринга прозрачных объектов.

Дальнейшее изучение

  • Shadertoy содержит огромное количество шейдеров, добавленных пользователями. Это отличный источник вдохновения, где вы можете узнать о различных методах шейдинга. Многие шейдеры, представленные на сайте, могут быть перенесены в Defold с минимальными изменениями. Туториал по Shadertoy проходится по этапам преобразования существующего шейдера в Defold.

  • Grading туториал показывает, как создать эффект цветокоррекции в полноэкранном режиме, используя текстуры с таблицами поиска цвета для грейдинга (процесса художественной цветокоррекции).

  • The Book of Shaders научит вас тому, как использовать и встраивать шейдеры в свои проекты, улучшая их производительность и качество графики.

- Select manual -

Shaders

Shader programs are at the core of graphics rendering. They are programs written in a C-like language called GLSL (GL Shading Language) that the graphics hardware run to perform operations on either the underlying 3D data (the vertices) or the pixels that end up on the screen (the “fragments”). Shaders are used for drawing sprites, lighting 3D models, creating full screen post effects and much, much more.

This manual describes how Defold’s rendering pipeline interfaces with vertex and fragment shaders. In order to create shaders for your content, you also need to understand the concept of materials, as well as how the render pipeline works.

Specifications of OpenGL ES 2.0 (OpenGL for Embedded Systems) and OpenGL ES Shading Language can be found at https://www.khronos.org/registry/gles/

Observe that on desktop computers it is possible to write shaders using features not available on OpenGL ES 2.0. Your graphics card driver may happily compile and run shader code that will not work on mobile devices.

Concepts

Vertex shader

A vertex shader cannot create or delete vertices, only change the position of a vertex. Vertex shaders are commonly used to transform the positions of vertices from the 3D world space into 2D screen space.

The input of a vertex shader is vertex data (in the form of attributes) and constants (uniforms). Common constants are the matrices necessary to transform and project the position of a vertex to screen space.

The output of the vertex shader is the computed screen position of the vertex (gl_Position). It is also possible to pass data from the vertex shader to the fragment shader through varying variables.

Fragment shader

After the vertex shader is done, it is the job of the fragment shader to decide the coloring of each fragment (or pixel) of the resulting primitives.

The input of a fragment shader is constants (uniforms) as well as any varying variables that has been set by the verter shader.

The output of the fragment shader is the color value for the particular fragment (gl_FragColor).

World matrix

The vertex positions of a model’s shape are stored relative to the model’s origo. This is called “model space”. The game world, however, is a “world space” where the position, orientation and scale of each vertex is expressed relative to the world origo. By keeping these separate the game engine is able to move, rotate and scale each model without destroying the original vertex values stored in the model component.

When a model is placed in the game world the model’s local vertex coordinates must be translated to world coordinates. This translation is done by a world transform matrix, which tells what translation (movement), rotation and scale should be applied to a model’s vertices to be correctly placed in the game world’s coordinate system.

World transform

View and projection matrix

In order to put the vertices of the game world onto the screen, each matrix’ 3D coordinates is first translated into coordinates relative to the camera. This is done with a view matrix. Secondly, the vertices are projected onto the 2D screen space with a projection matrix:

Projection

Attributes

A value associated with an individual vertex. Attributes are passed to the shader by the engine and if you want to access an attribute you just declare it in your shader program. Different component types have a different set of attributes:

  • Sprite has position and texcoord0.
  • Tilegrid has position and texcoord0.
  • Spine model has position and texcoord0.
  • GUI node has position, textcoord0 and color.
  • ParticleFX has position, texcoord0 and color.
  • Model has position, texcoord0 and normal.
  • Font has position, texcoord0, face_color, outline_color and shadow_color.
Constants

Shader constants remain constant for the duration of the render draw call. Constants are added to the material file Constants sections and then declared as uniform in the shader program. Sampler uniforms are added to the Samplers section of the material and then declared as uniform in the shader program. The matrices necessary to perform vertex transformations in a vertex shader are available as constants:

  • CONSTANT_TYPE_WORLD is the world matrix that maps from an object’s local coordinate space into world space.
  • CONSTANT_TYPE_VIEW is the view matrix that maps from world space to camera space.
  • CONSTANT_TYPE_PROJECTION is the projection matrix that maps from camera to screen space.
  • Pre multiplied worldviewworld * view, viewprojectionview * projection and worldviewworld * view matrices are also available.
  • CONSTANT_TYPE_USER is a vec4 type constant that you can use as you wish.

The Material manual explains how to specify constants.

Samplers

Shaders can declare sampler type uniform variables. Samplers are used to read values from an image source:

  • sampler2D samples from a 2D image texture.
  • samplerCube samples from a 6 image cubemap texture.

You can use a sampler only in the GLSL standard library’s texture lookup functions. The Material manual explains how to specify sampler settings.

UV coordinates

A 2D coordinate is associated with a vertex and it maps to a point on a 2D texture. A portion, or the whole, of the texture can therefore be painted onto the shape described by a set of vertices.

UV coordinates

A UV-map is typically generated in the 3D modelling program and stored in the mesh. The texture coordinates for each vertex are provided to the vertex shader as an attribute. A varying variable is then used to find the UV coordinate for each fragment as interpolated from the vertex values.

Varying variables

Varying types of variables are used to pass information between the vertex stage and the fragment stage.

  1. A varying variable is set in the vertex shader for each vertex.
  2. During rasterization this value is interpolated for each fragment on the primitive being rendered. The distance of the fragment to the shape’s vertices dictates the interpolated value.
  3. The variable is set for each call to the fragment shader and can be used for fragment calculations.

Varying interpolation

For instance, setting a varying to a vec3 RGB color value on each corners of a triangle will interpolate the colors across the whole shape. Similarly, setting texture map lookup coordinates (or UV-coordinates) on each vertex in a rectangle allows the fragment shader to look up texture color values for the whole area of the shape.

Varying interpolation

The rendering process

Before ending up on the screen, the data that you create for your game goes through a series of steps:

Render pipeline

All visual components (sprites, GUI nodes, particle effects or models) consists of vertices, points in 3D world that describe the shape of the component. The good thing by this is that it is possible to view the shape from any angle and distance. The job of the vertex shader program is to take a single vertex and translate it into a position in the viewport so the shape can end up on screen. For a shape with 4 vertices, the vertex shader program runs 4 times, each in parallell.

vertex shader

The input of the program is the vertex position (and other attribute data associated with the vertex) and the output is a new vertex position (gl_Position) as well as any varying variables that should be interpolated for each fragment.

The most simple vertex shader program just sets the position of the output to a zero vertex (which is not very useful):

void main()
{
    gl_Position = vec4(0.0,0.0,0.0,1.0);
}

A more complete example is the built in sprite vertex shader:

-- sprite.vp
uniform mediump mat4 view_proj;             

attribute mediump vec4 position;            
attribute mediump vec2 texcoord0;

varying mediump vec2 var_texcoord0;         

void main()
{
  gl_Position = view_proj * vec4(position.xyz, 1.0);    
  var_texcoord0 = texcoord0;                            
}
  1. A uniform (constant) containing the view and projection matrices multiplied.
  2. Attributes for the sprite vertex. position is already transformed into world space. texcoord0 contains the UV coordinate for the vertex.
  3. Declare a varying output variable. This variable will be interpolated for each fragment between the values set for each vertex and sent to the fragment shader.
  4. gl_Position is set to the output position of the current vertex in projection space. This value has 4 components: x, y, z and w. The w component is used to calculate perspective-correct interpolation. This value is normally 1.0 for each vertex before any transformation matrix is applied.
  5. Set the varying UV coordinate for this vertex position. After rasterization it will be interpolated for each fragment and sent to the fragment shader.

After vertex shading, the on screen shape of the component is decided: primitive shapes are generated and rasterized, meaning that the graphics hardware splits each shape into fragments, or pixels. It then runs the fragment shader program, once for each of the fragments. For an on screen image 16x24 pixels in size, the program runs 384 times, each in parallell.

fragment shader

The input of the program is whatever the rendering pipeline and the vertex shader sends, usually the uv-coordinates of the fragment, tint colors etc. The output is the final color of the pixel (gl_FragColor).

The most simple fragment shader program just sets the color of each pixel to black (again, not a very useful program):

void main()
{
    gl_FragColor = vec4(0.0,0.0,0.0,1.0);
}

Again, a more complete example is the built in sprite fragment shader:

// sprite.fp
varying mediump vec2 var_texcoord0;             

uniform lowp sampler2D DIFFUSE_TEXTURE;         
uniform lowp vec4 tint;                         

void main()
{
  lowp vec4 tint_pm = vec4(tint.xyz * tint.w, tint.w);          
  lowp vec4 diff = texture2D(DIFFUSE_TEXTURE, var_texcoord0.xy);
  gl_FragColor = diff * tint_pm;                                
}
  1. The varying texture coordinate variable is declared. The value of this variable will be interpolated for each fragment between the values set for each vertex in the shape.
  2. A sampler2D uniform variable is declared. The sampler, together with the interpolated texture coordinates, is used to perform texture lookup so the sprite can be textured properly. Since this is a sprite, the engine will assign this sampler to the image set in the sprite’s Image property.
  3. A constant of type CONSTANT_TYPE_USER is defined in the material and declared as a uniform. Its valueis used to allow color tinting of the sprite. The default is pure white.
  4. The color value of the tint gets pre-multiplied with its alpha value since all runtime textures already contain pre-multiplied alpha.
  5. Sample the texture at the interpolated coordinate and return the sampled value.
  6. gl_FragColor is set to the output color for the fragment: the diffuse color from the texture multiplied with the tint value.

The resulting fragment value then goes through tests. A common test is the depth test in where the fragment’s depth value is compared against the depth buffer value for the pixel that is being tested. Depending on the test, the fragment can be discarded or a new value is written to the depth buffer. A common use of this test is to allow graphics that is closer to the camera to block graphics further back.

If the test concluded that the fragment is to be written to the frame buffer, it will be blended with the pixel data already present in the buffer. Blending parameters that are set in the render script allow the source color (the value written by the fragment shader) and the destination color (the color from the image in the framebuffer) to be combined in various ways. A common use of blending is to enable rendering transparent objects.

Further study

  • The site Shadertoy (https://www.shadertoy.com) contains a massive number of user contributed shaders. It is a great source of inspiration where you can learn about various shading techniques. Many of the shaders showcased on the site can be ported to Defold with very little work. The Shadertoy tutorial goes through the steps of converting an existing shader to Defold.

  • The Grading tutorial shows how to create a full screen color grading effect using color lookup table textures for the grading.

flag en English

Welcome!

You are just one step away from creating awesome games!

You need a Google account to use Defold